The place and role of disinfection in the prevention of human infectious diseases


Shandala M.G.

Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Rights and Human Welfare, Moscow; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
Analysis of infectious morbidity in Russia in the past decade shows that there has been an overwhelming predominance in the incidence of infections, against which immunization measures are absent and the infections can be opposed only by nonspecific prevention, the basis for which is disinfectology prophylaxis. Disinfection must find its place in all types of infectious diseases, but it plays a particularly important role in the control of unvaccinated diseases, in which there is no immunological alternative. It is stated that all infections can and must be epidemiologically controlled by the concurrent use of immunological and non-immunological methods and agents be chosen and assessed on the principles of evidence-based medicine.

Фундаментальными вопросами научной платформы «Инфекционные болезни», сформулированными и обсуждавшимися на «круглом столе» V Ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням, были: «Что нас ждет завтра?» и «Пути решения» [1, 2]. Пользуясь сократовским философским методом «наводящих вопросов», целесообразно сначала посмотреть, чем мы располагаем сегодня в плане профилактируемости, предупреждения инфекций?

Для оценки этой ситуации можно и следует рассмотреть нынешнее состояние инфекционной заболеваемости в нашей стране, например, по итогам первого десятилетия текущего века [3–5]. Как видно из табл. 1, в 2011 г. вакцинопрофилактируемые болезни составили только 5,1% случаев инфекционных заболеваний, тогда как болезни, против которых меры и средства иммунопрофилактики не разработаны, обусловили 94,9% всех случаев.

Рассмотрение показателей инфекционной заболеваемости в разные годы этого периода выявило аналогичную динамику (табл. 2). Если число случаев вакцинопрофилактируемых болезней колебалось от сотен тысяч до нескольких миллионов в год, то по невакцинопрофилактируемым болезням показатели измерялись десятками миллионов, составляя в разные годы от 90,0 до 97,6% всех случаев инфекционной заболеваемости.

В связи с тем, что существующая номенклатура инфекционных болезней постоянно пополняется (до 3 новых болезней в год, против которых еще не существует вакцин), процент невакцинопрофилактируемых болезней будет иметь постоянную тенденцию к возрастанию [6].

Становится очевидно, что основной массе случаев инфекционных заболеваний пока может противостоять лишь неспецифическая, неиммунологическая профилактика, основу которой составляет дезинфекция.

Именно дезинфекция должна находить свое место при любой инфекции, являясь в том или ином виде (антимикробные, дезинсекционные или акарицидные, дератизационные и репеллентные меро­приятия) непременной составной частью борьбы с инфекционной заболеваемостью [7].

Что же касается роли дезинфекции, то она заметно варьирует при различных инфекциях. Так, например, в борьбе с внутрибольничными инфекциями, геморрагическими лихорадками, боррелиозом и десятками других болезней дезинфекция несомненно является ведущим направлением профилактики, обеспечивающим при правильном комплексном проведении высокий оздоровительный (предупредительный, а иногда даже лечебный) эффект [8].

В то же время такие блестящие достижения в борьбе с инфекционной заболеваемостью, как ликвидация в мире оспы, успехи в ликвидации полиомиелита, кори и т. п. решались и решаются с помощью специфических, иммунологических технологий и средств (соответствующей вакцинацией), а не дезинфекции, прибегая, однако, и к ней как к сопутствующим мерам.

Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от вакцинопрофилактируемых болезней, заболеваемость которыми (как видно из табл. 2) в рассматриваемый период неуклонно снижалась, «дезинфектопрофилактируемые» болезни оставались в среднем на одном уровне, а по некоторым из них даже отмечен существенный рост заболеваемости.

В табл. 3 представлены показатели заболеваемости населения России некоторыми инфекциями, против которых нет средств иммунопрофилактики. Среди таких болезней недопустимо высокими остаются уровни заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ), вызываемыми как установленными бактериальными и вирусными возбудителями и пищевыми токсикоинфекциями, так и неустановленными микробами.

К числу актуальных, но неиммунопрофилактируемых (т. е. «дезинфектологических») инфекций следует отнести сальмонеллезы, в особенности вызываемые сальмонеллами группы D. В 2011 г. зарегистрировано 42 000 случаев заболевания, в том числе около 20 000 – у детей.

Требуют более пристального внимания также вакцинологически непрофилактируемые геморрагические лихорадки и клещевой боррелиоз (болезнь Лайма).

На неизменно высоком уровне (более 1/4 млн случаев в год) остается заболеваемость педикулезом, т. е. патологией «дезинфектологической» компетенции, а по-видимому – и ответственности.

Несмотря на наблюдающиеся тенденции к снижению, не могут не вызывать опасений высокие уровни заболеваемости сифилисом, гонококковой и ВИЧ-инфекциями, которые также иммунологически не профилактируются и требуют усилий специалистов по неспецифической профилактике.

Однако главный резерв в борьбе с массовой инфекционной заболеваемостью – поиск эффективных способов и средств профилактики острых респираторных инфекций, инфекций верхних дыхательных путей множественной и неучтенной этиологии и локализации. Ощутимые успехи в борьбе с этими болезнями, составляющими в рассматриваемый период 86–93% общей инфекционной заболеваемости, стали бы огромным вкладом в здоровье нации, в общий экономический и социальный прогресс.

Поиски решения этих проблем, а также многих вопросов в отношении других (в том числе новых) «неуправляемых» инфекций, требуют, конечно, усилий не только специалистов-дезинфектологов, но и ученых и практиков-гигиенистов, эпидемиологов, химиков, микробиологов, энтомологов и т. п.

Первостепенное значение в выборе дезинфектологической стратегии при организации и проведении противоэпидемических мероприятий имеет устойчивость возбудителей к применяемым дезинфекционным средствам (табл. 4). Без учета этих обстоятельств дезинфекционные мероприятия могут оказаться недостаточными или вовсе неэффективными, поэтому научно обоснованный их выбор по этому признаку является чрезвычайно важным.

По мнению участников «круглого стола» V Ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням, в качестве актуальных мер борьбы с инфекциями следует активизировать разработку новых и совершенствование существующих вакцин по значительному перечню инфекций.

По мнению Н.В. Медуницына [9], к их числу следует отнести цитомегаловирусную, пневмококковую, хламидийную, хеликобактерную, диарейные, респираторные инфекции, а также парагрипп, ВИЧ-инфекцию, геморрагические лихорадки, папилломатоз, малярию, лейшманиоз, шистозомоз и др.

Очевидно, нуждаются в разработке также вакцины против новых инфекций [6]. Такие разработки потребуют времени, а их результаты появятся во многих случаях нескоро. Поэтому уже сегодня необходимо активизировать разработку новых эффективных средств и технологий неспецифической (прежде всего дезинфектологической) профилактики всех инфекций, но главное – иммунонепрофилактируемых, составляющих подавляющее большинство (более 90%) всех случаев инфекционных заболеваний. А это, по меньшей мере, более 200 нозологических форм болезней [10].

Первоочередных разработок требуют методы неспецифической профилактики особенно массовых «невакцинируемых» болезней: острых респираторных инфекций (более 90% всех случаев), ОКИ (около 20% «невакцинируемых» инфекций), пневмоний внебольничных (более 12%), педикулеза (более 7%), чесотки (около 2%) и др.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, все инфекции могут и должны быть «управляемыми» посредством сочетанного применения иммунологических и неиммунологических методов и средств, выбираемых и оцениваемых на основе принципов доказательной медицины.

К сожалению, в существующих формах статистических материалов и учета инфекционной заболеваемости не предусматриваются и поэтому не отражаются материалы по проведению/непроведению профилактических мероприятий во всех учитываемых случаях инфекционных заболеваний и необходимой оценке их эффективности.

В частности в отношении неспецифической (дезинфектологической) профилактики учет мероприятий не предусмотрен, поэтому она не может оцениваться ни в плане влияния (ожидаемого положительного) на показатели инфекционной заболеваемости, ни в отношении возможных неблагоприятных токсикологических или экологических эффектов дезинфекционных обработок.

Поэтому представляется целесообразным разработка и обоснование соответствующих показателей и включение их в статистические и аналитические материалы учета инфекционной заболеваемости.

Именно с их использованием, по-видимому, следует организовывать и осуществлять «управление» инфекционной заболеваемостью и борьбу с ней в нашей стране.


About the Autors


Prof. Shandala Mikhail Georgievich, MD; Acad. of the Russian Academy of Medical Sciences; Principal Researcher, Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Rights and Human Welfare; Prof., Department of Disinfectology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
Address: 18, Nauchnyi Proezd, Moscow 117246
Telephone: +7(495) 332-01-10
E-mail: info@niid.ru


Similar Articles


Бионика Медиа