Перспективные дезинфицирующие средства: направления исследований в области поиска, оценки и применения


Федорова Л.С.

НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, Москва
Изложены объективные причины постоянного поиска новых дезинфицирующих средств. Показаны направления совершенствования свойств дезинфицирующих средств из наиболее часто применяемых в настоящее время групп химических соединений; перспективы в области разработки новых методов исследований; значимость правильного выбора дезинфицирующих средств и преодоления резистентности внутрибольничных штаммов микроорганизмов для эффективной профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических организациях.

Для качественной дезинфектологической профилактики инфекционных болезней необходимы дезинфицирующие средства, отвечающие современным требованиям по эффективности, безопасности, физико-химическим свойствам и т. д., изученные по стандартным методикам, правильно рекомендованные и примененные в практике.

Несмотря на достаточно широкий ассортимент существующих средств, проблема создания новых дезинфицирующих средств остается актуальной. Это объясняется следующими причинами:

  • выявлением новых возбудителей инфекций и появлением генетически измененных микроорганизмов с неизвестной устойчивостью к дезинфицирующим средствам;
  • формированием штаммов возбудителей внутрибольничных инфекций, устойчивых к воздействию традиционных дезинфицирующих средств;
  • меняющимися условиями применения дезинфицирующих средств;
  • повышающимися требованиями к качеству дезинфицирующих средств, их потребительским свойствам;
  • растущими требованиями к их эффективности и безопасности для человека и окружающей среды;
  • появлением новых технологий и медицинской техники в лечебно-профилактических организациях (ЛПО), требующих специальных индивидуальных средств для их обеззараживания;
  • изменением условий производства (сырьевая база, новые технологии и пр.).

Прежде чем разрабатывать новое дезинфицирующее средство, необходимо изучить запросы потребителей (здравоохранения, общественного питания, коммунальной сферы, предприятий пищевой промышленности, транспорта и др.) — каких дезинфицирующих средств не хватает, какие свойства имеющихся средств не удовлетворяют и т. д. — и в соответствии с этими запросами создавать новые средства. Так, например, мало средств, обладающих высокой туберкулоцидной и спороцидной активностью; отсутствуют средства, предназначенные для обеззараживания объектов, контаминированных прионами; не все дезинфицирующие средства эффективны при наличии на объектах биопленок, что требует изучения механизмов воздействия дезинфицирующих средств из различных химических групп на микроорганизмы, находящиеся в биопленках, и дополнительной оценки их эффективности в этих условиях. При этом для обеспечения гибели микроорганизмов в биопленках не все средства оказались пригодными, а у пригодных средств для достижения эффекта требовались значительно более высокие концентрации действующего вещества, чем для микроорганизмов в обычных условиях [1–4].

Для целенаправленного продвижения в процессе создания дезинфицирующих средств необходимы фундаментальные исследования по изучению механизмов их воздействия на микробные клетки. Поиск новых химических соединений, обладающих антимикробным действием — субстанций и нового сырья для создания дезинфицирующих средств — является одной из обязательных составляющих в разработке новых средств. Не теряют актуальности подбор новых синергистов и активаторов к действующим веществам, а также подбор оптимальных условий для их воздействия [5].

Основными химическими группами дезинфицирующих средств, применяемых в настоящее время, являются хлор- и кислородактивные надкислоты; катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ), в том числе четвертичные аммониевые соединения (ЧАС); производные гуанидина и третичные амины; альдегиды; спирты; фенольные соединения; соли металлов; кислоты; щелочи.

Хлорактивные дезинфицирующие средства, несмотря на длительную историю их применения для целей дезинфекции, широко используют и в наши дни благодаря широкому спектру антимикробного действия, невысокой стоимости, наличию дезодорирующего, отбеливающего и гомогенизирующего действия. Для более эффективного использования сырья для производства хлорактивных средств целесообразно улучшить растворимость дихлордиметилгидантоина (ДХДМГ), трихлоризоциануровой кислоты (ТХЦК) — соединений с высоким содержанием активного хлора, усилить спороцидное действие, снизить побочный эффект.

Кислородактивные соединения являются экологически безопасными и обладают широким спектром антимикробного действия в отношении всех видов микроорганизмов, включая споры бацилл. Однако они оказывают дезинфицирующее действие в высоких концентрациях, что делает их неэкономичными, и часто обладают низкой стабильностью. Современными направлениями их совершенствования являются:

  • создание моющее-дезинфицирующих средств с усиленными антимикробными свойствами в отношении всех видов и форм микроорганизмов (в состав вводятся персульфаты, пербораты, перфосфаты, кислоты и др.);
  • создание стиральных порошков с дезинфицирующим эффектом для дезинфекции белья в процессе стирки;
  • создание препаратов отечественного производства на основе диоксида хлора в различных формах;
  • использование ферментов для введения в состав средств, предназначенных для дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий, для дезинфекции белья и других объектов, обрабатываемых способом погружения в растворы дезинфицирующих средств с поддержанием температуры, оптимальной для действия ферментов.

Надкислоты выгодно отличаются от кислородактивных дезинфицирующих средств высокой активностью в отношении всех видов и форм микроорганизмов. Их совершенствование целесообразно проводить в направлении снижения резкого запаха и раздражающего действия на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей, уменьшения коррозионного действия, повышения стабильности.

Из группы окислителей для целей дезинфекции используют также озон в газообразной форме, главным образом для дезинфекции воздуха. В последнее время появились препараты, содержащие озон в жидкой форме, получаемые на электрохимических установках.

Альдегиды, наряду с такими достоинствами, как широкий спектр антимикробного действия и хорошая совместимость с материалами изделий, оказывают дезинфицирующее действие в высоких концентрациях и при достаточно длительных сроках воздействия; их эффективность сильно зависит от значения рН среды. Альдегидам присуще фиксирующее действие на органические вещества, находящиеся на объектах, в связи с чем необходимо их предварительное удаление с объектов перед дезинфекцией, что увеличивает трудозатраты и риск инфицирования персонала, требует тщательного отмывания с обработанных объектов и усиленного проветривания помещений, обусловленных длительной десорбцией. Усиление антимикробного действия, снижение фиксирующего и сорбционного действия достигается добавлением в рецептуру средств, содержащих альдегиды, четвертичных аммониевых соединений.

Наиболее широко применяемыми в настоящее время дезинфицирующими средствами являются КПАВ, которые обладают хорошими физико-химическими свойствами (растворимость, стабильность и др.) и щадящим действием на обрабатываемые объекты.

Спектр антимикробного действия ЧАС включает грамположительные и грамотрицательные бактерии, грибы и малоустойчивые вирусы. В отношении микобактерий и устойчивых вирусов они действуют недостаточно эффективно, а в отношении спор бацилл активностью не обладают. В связи с этим основным направлением при создании средств на основе ЧАС является расширение спектра антимикробного действия в отношении устойчивых видов микроорганизмов.

Производные гуанидина имеют антимикробный спектр, близкий к ЧАС, и поэтому направления усиления их активности такие же. Отличительной особенностью полимерных соединений гуанидина является выраженный пролонгированный эффект. Благодаря этому их часто вводят в состав лакокрасочных покрытий, материалов, тканей и изделий из них, которые сохраняют антимикробное действие от 6 мес. до 2 лет. В состав антимикробных волокон и тканей, а также других материалов и изделий вводят также соединения меди и серебра, которые обеспечивают тканям и изделиям из них антимикробные свойства, редко соответствующие требуемому критерию эффективности. В последние годы соединения, содержащие серебро, вводят в состав кислородактивных и других препаратов, однако заметного усиления активности при этом не наблюдается.

Третичные амины из всех КПАВ обладают более выраженным туберкулоцидным действием, а так как у них отсутствует летучесть, они малоопасны при ингаляционном воздействии, и их можно применять в присутствии больных.

Спирты (этиловый, изопропиловый и др.) являются относительно малотоксичными соединениями. Однако их используют только для дезинфекции ограниченного круга объектов из-за повреждающего действия на объекты, избирательной антимикробной активности, воспламеняемости. Для дезинфекции небольших по площади поверхностей их используют в форме спрея или дезинфицирующих салфеток.

Фенольные соединения в последние годы для дезинфекции применяют крайне редко в связи с их токсичностью и опасностью для человека и окружающей среды, хотя они обладают достаточно высокой фунгицидной и туберкулоцидной активностью.

Щелочи и кислоты применяются для дезинфекции некоторых специальных объектов (санитарно-техническое оборудование, кухонный инвентарь и пр.), а также используются в рецептурах других средств как регуляторы рН.

Прежде чем попасть на рынок и к потребителю, дезинфицирующие средства проходят изучение или экспертную оценку в аккредитованных лабораториях. Правильность их предварительного изучения определяет рекомендации по их адекватному применению в практике. Методы изучения дезинфицирующих средств постоянно совершенствуются. За последние годы были подготовлены Методические указания по изучению спороцидного, туберкулоцидного и вирулицидного действия дезинфицирующих средств. В каждом из этих документов были отражены новые подходы к изучению, оценке и критериям эффективности [6–9].

В настоящее время требуют гармонизации со странами Таможенного cоюза и странами Евросоюза подходы к изучению и оценке эффективности дезинфицирующих средств по вопросам применяемых тест-микроорганизмов, методов изучения, критериев оценки эффективности, для чего необходимо проведение сравнительных экспериментов с целью определения сопоставимости результатов, полученных различными методами, необходимы унификация и разработка единых методов изучения, принятие формы стандартной инструкции по применению дезинфицирующих средств в учреждениях здравоохранения и других отраслях.

Задачами на перспективу по совершенствованию методов изучения дезинфицирующих средств являются разработка ускоренных экспресс-методов оценки дезинфицирующей активности, особенно для длительно растущих микроорганизмов; совершенствование методов изучения резистентности микроорганизмов к дезинфицирующим средствам; разработка методов оценки эффективности дезинфицирующих средств при воздействии на микроорганизмы в биопленках; разработка методов изучения и определения критериев оценки эффективности биологических дезинфицирующих средств — бактериофагов и пробиотиков.

Современный подход к применению дезинфицирующих средств в ЛПО предусматривает применение средств, разнообразных по химическому составу и свойствам.

Эффективное проведение дезинфекционных мероприятий в ЛПО требует оптимизации выбора дезинфицирующих средств в зависимости от:

  • эффективности (с учетом устойчивости микроорганизмов, контаминирующих объект);
  • безопасности (с учетом метода, способа и условий проведения обработки);
  • воздействия на объекты (влияние на структуру и функциональные свойства);
  • удобства применения и минимизации трудозатрат;
  • экономичности.

В помощь практическим работникам в 2011 г. сотрудниками НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора был разработан проект методических рекомендаций «Научно-методические обоснования выбора дезинфицирующих и стерилизующих средств для применения в организациях, оказывающих медицинскую помощь».

В профилактике внутрибольничных инфекций сохраняет актуальность необходимость преодоления резистентности внутрибольничных штаммов микроорганизмов к дезинфицирующим средствам. Отсутствие единых унифицированных методов изучения и оценки резистентности микроорганизмов к дезинфицирующим средствам, имеющиеся разрозненные и часто противоречивые данные по этому вопросу не позволяют в достаточной степени адекватно оценивать ситуацию и разрабатывать научно обоснованную стратегию применения дезинфицирующих средств в ЛПО и схемы их ротации. Внедрение в практику работы ЛПО биологического метода дезинфекции (применение бактериофагов и пробиотиков) также будет способствовать решению этой проблемы.

Таким образом, своевременная разработка новых дезинфицирующих средств, современных методов их изучения, стратегии применения в ЛПО и на других объектах, схем ротации будут способствовать повышению эффективности дезинфекционных мероприятий и снижению риска возникновения инфекционных болезней.


Литература



  1. Brown M. R.W., Gilbert P. Sensitivity of biofilms to antimicrobial agents. J. Appl. Microbiol. 1993; 47: 87‑97.

  2. Campanac C., Pineau L., Payard A. et al. Interaction between biocide cationic agents and bacterial biofilm. Antimicrob. Agents Chemother. 2002; 46: 1469‑1474.

  3. Wright N. E., Gilbert P. Influence of specific growth rate and nutrient limitation upon the sensitivity of E. coli towards chlorhexidinediacetate. J. Appl. Bacteriol. 1987; 62: 309‑314.

  4. Gilbert P., Brown M. R.W. Influence of growth rate and nutrient limitation on the gross cellular composition of Pseudomonas aeruginosa and its resistance to 3- and 4-chlorophenol. J. Bacteriol. 1978; 133: 1066‑1072.

  5. Федорова Л. С. Теория и практика совершенствования дезинфицирующих средств. М.: Медицина, 2006. 216 с.

  6. Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности. Руководство Р.4.2.2643‑10. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. Раздел 5: 112‑340.

  7. Методы изучения и оценки спороцидной активности дезинфицирующих и стерилизующих средств. Метод. указания МУ 3.5.2435‑09. М., 2009.

  8. Методы изучения и оценки туберкулоцидной активности дезинфицирующих средств. Метод. указания МУ3.5.2596‑10. М., 2010.

  9. Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств. Метод. указания МУ 3.5.2431‑08. М., 2008.


Об авторах / Для корреспонденции


Федорова Людмила Самуиловна — д-р биол. наук, зав. лаб. проблем дезинфекции НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора
Адрес: 117246, Москва, Научный проезд, д. 18
Е-mail: FedorovaLS@niid.ru
For correspondence: Lyudmila S. Fеdorova, FedorovaLS@niid.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа